Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №40
бөбекжай-бақшасы»
Мемлекеттіқ комуналдық қазыналық қәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие
«Ясли-сад №40 акимата города Костаная отдела
образования акимата города Костаная»
Презинтация по технологии Крыловой Н.М.
«Детский сад - Дом радости»
Выполнила воспитатель: Засадинская.Т.В
«Детский сад-Дом радости» - мечта или реальность.
Программа «Детский сад дом радости» создана Крыловой Натальей Михайловны.
Программа отразила все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Авторы предпочитают называть «Детский сад дом радости» не программой, а научно-методической системой. В традиционном понимании программа входит в эту систему лишь как одна часть. Вторая часть «Технология», подробно прописанный проект внедрения программы в практику. Третья то, что мы называем инноватикой, (лесенка успеха)условия которые нужно обеспечить для освоения технологии. Специфика данной программы состоит в том, что впервые воспитатели получили новую форму организации труда план-сценарий. Авторы предлагают подробное описание «совместной жизни» воспитателя и детей, предлагают свою методику работы с целой группой, с небольшими подгруппами и с каждым воспитанником индивидуально.
Задачи- содействовать обогащению развития и саморазвития самосознания дошкольника и удовлетворению его потребности в самоутверждении через открытие ему научного знания о деятельности и обучении выполнению ребенком каждого вида на основе системного знания о нем.
Что же это такое Дом радости? Понятием «Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом его возраста, пола и индивидуальности, прожить каждый день жизни максимально активно, удовлетворяя свои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такая обстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он индивидуальность. «Радость» - это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевного удовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет ребенок , несет в себе позитивный результат. Таким образом, жить в «Доме радости» - значит, находиться каждую минуту в состоянии деятельности, успешность которой подтверждается возникновением эмоции радости. Задачами программы являются: забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физического развития каждого ребенка; содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровне самостоятельности и развитие его творческого потенциала; содействие овладению основами духовной культуры
Предметно-развивающая среда. Особое внимание в программе «дом радости» уделяется организации развивающей среды пространства, в котором находится ребенок. Он должен иметь возможность задумывать вид деятельности и без помощи взрослого ее выполнять, достигая результата. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Пространство должно обеспечивать реализацию масштабного замысла, легко преображаться, исходя как из потребностей в организации работы, так и по желанию детей. Например, спальная комната. Большая ее часть может освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могут иногда охватывать и обе комнаты. Все предметы, начиная от занавесок и до любой игрушки, подбираются таким образом, чтобы они создавали красоту и комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых. Выбор и размещение предметов соответствуют законам красоты и содействуют выработке привычки сохранять и поддерживать порядок, необходимый для развития культуры взаимоотношений между людьми.
Пространство группы не делится на «зоны» организация среды должна обеспечить возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку. предметы среды прежде всего носители культурно-исторического опыта, из них в разных местах группы необходимо создавать комплексы миры: «Мир леса», «Мир транспорта», «Мир профессий» «мир красоты»и т. п. важный принцип наполнения среды отбор объектов по их эстетическим основаниям Пространство должно систематически изменяться в соответствии: с сезоном; расширением и углублением представлений детей об окружающих нас «мирах»
Для повышения речевой активности детей во время всех видов деятельности в группе «живет» персонаж Мишка Это недотепа и глупыш, который ничего не знает, говорит иногда смешные вещи и всегда все путает. А дети с большим удовольствием учат его, рассказывают о том, что сделали, узнали. Эмоциональный контакт с Мишкой дети устанавливают очень легко, т.к. они видят в нем не строгого критика, а недотепу, которому нужно помочь, о котором нужно позаботиться или чему-то научить.
Успешная организация образовательного процесса обеспечена Технологией (18 томов) с научными статьями и сценариями ежедневной работы (календарно-тематический план), а также с «Маршрутными листами» (перспективным планированием) Инновационный подход к занятию Основной акцент в программе делается на индивидуальных обучающих занятиях с детьми.
Индивидуальное обучение планомерное общение взрослого с каждым воспитанником, направленное на содействие овладению программной деятельностью
Фронтальные занятия проводятся, когда большинство детей овладеют данным содержанием на уровне самостоятельности.
Занятие имеет всегда трехчастную структуру:
- Вводная часть мотивация деятельности (формулировка замысла), проводится до завтрака (до полдника). Длительность 5 мин
- Основная часть осуществление замысла,
- Итоговая формулировка ребенком самооценки полученного продукта (результата деятельности). Проводится с каждым ребенком индивидуально и длится до тех пор, пока не будет достигнута ожидаемая эффективность обучения.
В течение дня ребенок сидит на стуле очень кратковременно: во время приема пищи, индивидуального рассматривания книг, пробы продуктов, занятий продуктивными видами деятельности, второй части занятий по ознакомлению с окружающим. Остальное время ребенок двигается, сменяя позы: ползает под столами, сидит на ковре, танцует, переходит от одного режимного процесса к другому в форме игры «веселый поезд», «лошадки» и т.п.
Наиболее трудным для педагога является установление доверительных контактов с ребенком. Технология (драматургия, авторское произведение и т.п.) освобождает время и открывает возможность для творчества с детьми, позволяет искать свой неповторимый стиль профессиональной деятельности, свой почерк интерпретации предлагаемых событий.
Любой вид деятельности, которую будет осваивать с помощью воспитателя дошкольник, назван метафорой «Лесенка успеха». В ней четыре ступеньки:
Первая- театр взрослого узнавание деятельности (Воспитатель -артист. Ребенок -очарованный зритель. Результат театра -заявление ребенка «Научи меня я тоже так хочу»),Это заявление показывает что ребенок захотел учиться у взрослого.
Необходим специальный этап индивидуального обучения каждого ребенка.
Это обучение длится столько времени (от А до В) пока ребенок не освоит до уровня самостоятельности Г.
вторая воспроизведение деятельности под руководством (Воспит – вкусный собеседник, ребенок - собеседник).. в технологии подчиняется закон о четырех уровнях умственного развития человека.
1уровень-а-узнавание познавательного материала через вариативно представленный образец взрослого.
2уровень-б- воспроизведение выбранного варианта образца под руководством воспитателя.
3уровень-в- самостоятельное выполнение образца.
4уровень-г- творческий подход к решению.
методика,
Третья самостоятельность- выполнение деятельности ребенком самостоятельно)( общегрупповое занятие , игра. Общий труд). (воспитатель - дирижер, организатор, ребенок- исполнитель), результат обучения достигнут- деятельность из предмета познания превратилась в самодеятельность и уже в нутрии этого этапа ребенок начинает эксперементировать. Творить. Начинается
четвертая ступень -творчество. (Воспитатель- очарованный зритель , ребенок – артист.)
И только последовательно, пройдя каждую ступеньку, ребенок может перейти к творчеству, проявляя при этом высокий уровень своего развития.
Для формирования самостоятельности, субъектности детей авторы предлагают чрезвычайно интересную наглядную модель структуры любой деятельности. Она всегда и у всех «под руками». Это ладонь, вернее пять пальцев, каждый из которых символизирует один из компонентов структуры деятельности. Мизинец означает (Задумка)цель деятельности (что хотим сделать); безымянный палец материал или предмет (из чего будем делать); средний (инструменты)средства деятельности (чем надо делать); указательный палец символизирует способ и порядок действий (как надо делать по порядку) и, наконец, большой палец, поднятый вверх, означает достигнутый результат, его оценку (что получилось). Дети быстро осваивают такую наглядную модель и охотно используют ее в разных видах своей деятельности.
Спасибо за внимание