Экологическое воспитание

Экологическое воспитание дошкольников -это ознакомление детей с природой,в основу которого положен экологический подход.Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка: знания о природе и их экологической направленности, умение использовать их в реальной жизни,в поведении,в разнообразной деятельности (в играх,труде).

Дидактическая игра «Сортируем мусор» Развивать у детей навыки экологического мышления и ответственного отношения к окружающей среде через знакомства с видами отходов и правильными их разделением на перерабатываемый и неперерабатываемый мусор.Дети средней группы «Қонжық»

Балдырган тобы «Волшебный мир насекомых» На прогулке мы наблюдали за ними, искали, рассматривали. А ещё и рисовали бабочек,божиих коровок, читали интересные книги о насекомых!!!!

Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические дидактические игры

«Человек стал человеком, когда услышал шопот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В. А. Сухомлинский

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Мы не можем существовать вне ее, не можем нарушать законы окружающего мира. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны и жизнь на земле. Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К. Д. Ушинский.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети. Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация и пр., развивает память и внимание. Нельзя не отметить и то, что дидактические игры способствуют становлению личностных качеств детей (способность играть вместе, договариваться в процессе игры и пр.).

Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому в своей деятельности в группе «Аққу» по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же «эколого – целесообразное» поведение в природе.

Проект «Огород на окне» позволяет расширить представление детей о труде, значении труда в жизни людей; систематизировать знания о процессе посадки, определять предмет труда , последовательность трудовых действий, формировать практические навыки посадки растений.

В настоящее время человечество вдыхает воздух, питает воду, защищает и бережет мать-природу. Также обучение малышей постоянному общению с окружающей природной средой, формирование их представлений, воспитание сострадания к природе является одним из актуальных пунктов воспитательной работы в современном детском саду.

Цель воспитания в детском саду-экологическое воспитание, бережное отношение к природе, забота о ней, формирование элементарных представлений о явлениях живой и мертвой природы.

Экологическая воспитательная работа в детском саду, проводимая воспитателем в сети нравственного, эстетического, трудового воспитания и с использованием источника народной педагогики, будут уточняться и формироваться обобщающие понятия окружающей среды, природы. В связи с оснащением уголка природы с использованием наглядных пособий, связанных с работой по экологическому воспитанию, организовывались конкурсы по вопросам экологии, использовались картинки с изображением позитивно-негативной деятельности, в результате совместной работы родителей и воспитателей была организована выставка о природе путем оснащения небольшой библиотеки живой и мертвой природой.