Патриотическое воспитание

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через реализацию базовых проектов программы «Рухани Жангыру»

Особое отношение к родной земле – это

важнейшая черта патриотизма.

Н. Назарбаев

Понятие “Родина” начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших.

12 апреля 2017 года была опубликована статья Главы Государства Казахстана, направленная на модернизацию общественного сознания. Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности вот основная цель работы по программной статье президента «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» («Курс в будущее: духовное обновление»).

Программа «Рухани жанғыру» определяет патриотическое направление, выраженное в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям казахского народа. Чтобы наша Республика стала процветающей, конкурентоспособной страной, мы должны привить подрастающему поколению – уважение к историческим традициям, культуре родной земли, духовной культуре.

Сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации. Поэтому любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

В нашей ДО мы стараемся разнообразить формы работы по патриотическому воспитанию: занятия по всем образовательным областям, экскурсии на территории родного села, досуги, проведение патриотических праздников, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты « Я должен это знать!», участие в конкурсах, театрализованные представления.

Затрагивая основные аспекты реализации программы «Рухани Жангыру» в нашем мини — центре были проведены тематические мероприятия, которые были направлены на формирование нового патриотического сознания «Золотая осень», «Мой независимый Казахстан», «Праздник Наурыз»,

« Книги наши друзья», «День Победы», «Праздник дружбы и весны». На данных мероприятиях звучали стихи и песни о Казахстане, о познании себя, о нравственности. Дети исполняли казахские народные танцы «Кара Жарга», « Танец с пиалами», принимали активное участие в народных играх «Байга», «Оқтау тартыс» , «Балапандар», «Терек». Закрепили знания о традициях, обычаях народа Казахстана.

В рамках данного направления была организована выставка творческих работ «Как прекрасен этот мир, посмотри!» С целью содействовать формированию ценностных ориентаций, развитию творческого потенциала, умению наблюдать за природой родного края. Лучшими были признаны семейные работы.

Одним из ключевых приоритетов своей идеологии наше государство видит в воспитании граждан и подрастающего поколения, любви к своей земле, преданности своему селу, своей малой Родине. И поэтому очень своевременно Елбасы предложил программу «Туған жер», реализация которой позволит нам и детям осознать свою причастность и ответственность за судьбу своей страны, бережное отношение к своей Родине, к природе, животным. В рамках реализации программы ежегодно проводим акцию «Покорми птиц. Забота о друзьях наших меньших». В рамках акции воспитателями возрастных групп была проведена предварительная работа с детьми и их родителями по изготовлению кормушек для птиц, проведены беседы о необходимости подкормки птиц зимой, детям были показаны иллюстрации с видами зимующих птиц. Родители и дети приняли активное участие в акции, изготовили кормушки и проявили заботу о птицах, зимующих в нашем селе.

Проведены занятия на темы: «Мое родное село», «Моя семья», «Кем работают наши родители?», «Традиции моей семьи», «Мой мини — центр»«Люблю тебя — мой край родной».

Организованы экскурсии в музей села, во время которой дети познакомились с  юртой, ее убранством, предметами казахского быта.

Программа «Алтын ұя бесігім» вариативного курса для детей 3-6 лет формирует у детей дошкольного возраста духовно-нравственное, патриотическое отношение к своей семье, селу, природе, культуре родного края. На занятиях этого курса даётся представление воспитанникам об их значимости как граждан своей страны, о толерантном отношении к людям других национальностей,   социальных групп, через интеграцию элементов традиционной народной культуры в контексте реализации общенациональной идеи «Мәңгілік Ел» и проекта «Туған жер».

Вся эта работа направлена практические действия для перехода на совершенно новый уровень развития нашего Казахстана. И мы работники образования должны быть идеологическим авангардом общества.

*** Детский сад – это не исправительное учреждение, а дом добра, заботы и любви, поэтому не пугайте ребенка детским садом, когда он Вас не слушается

 

*** В нашем дошкольном учреждении принято вежливо обращаться друг с другом, поэтому к педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству, и учить этому своих детей.

И «тети» в нашем детском саду не работают!

 

*** Утром родители обязаны передать ребенка лично воспитателю, а вечером обязательно подойти к воспитателю и сказать, что Вы забираете ребенка из детского сада.

 

*** Чаще интересуйтесь у воспитателей успехами и неудачами Вашего малыша, а не только тем, кто его обидел, и что он сегодня кушал

 

*** Не забывайте обращать внимание на рукотворный труд ребенка (рисунки, поделки), хвалить ребенка.

 

*** Просим Вас быть примером во всем, быть вежливым с другими детьми, их родителями и работниками дошкольной организации.

 

Будьте взаимно вежливы!

Помните, Ваш малыш ВСЁ впитывает от Вас, и хорошее и плохое. Чаще смотрите на себя со стороны, анализируйте свои поступки: изменяя себя, Вы изменяете своего ребенка!

 

Быть гражданином — значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям.

Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле.
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней — того, что близко, знакомо, понятно.

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как воспитать патриота своей страны»

  • Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  • Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
  • Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  • Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  • Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  • Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были)
  • Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения :

«Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»

  • Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  • Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих

Памятка для родителей

«Научите детей любить свою малую Родину»

  • Совершая всей семьёй прогулки, знакомьте детей с  природой родного края.
  • Рассказывайте о достопримечательностях.
  • Гуляя по улицам и бывая на природе, фотографируйте ребенка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
  • Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего города
  • Не проходите мимо праздников. Объясняйте детям их смысл.

Помните, все начинается с малого. Воспитывайте в ребенке любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

 

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Надо показать ребенку, что наш город славен своей историей, достопримечательностями, лучшими людьми. Важно, чтобы любимый город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Анкета для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников

1.Что Вы понимаете под понятием «патриотическое воспитание»?

  • любовь к Родине
  • любовь к природе
  • любовь к родному краю, городу
  • чувство гордости за русский народ, его достижения, традиции
  • все вместе взятое
  • другое

 

  1. Какие из указанных качеств Вы хотели бы видеть в Вашем ребенке?
  • уважение к старшим
  • любовь к близким людям
  • интерес к историческому прошлому
  • уважение традиций
  • любовь к своему городу

 

  1. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?
  • в школе
  • в семье
  • в детском саду

 

  1. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей — педагоги или родители?
    _______________________________________________________________________

 

  1. Рассказываете ли вы своему ребенку о Костанае, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  • Да
  • Нет
  • Иногда

 

  1. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком? _______________________________________________________________________

 

  1. Что лично Вы делаете для воспитанияу своего ребенка любви к родному городу? _______________________________________________________________________

 

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления детей  с  родословной семьи?_______________________________________________________________________
  2. Есть ли в Вашем доме семейные традиции? Какие?_______________________________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

С детства знакомим ребят традициями и культурой родного края, воспитываем чувство патриотизма, любви и гордости за свою родину. В группе «Жулдыз» продолжаем знакомить с национальными играми, которые развивают быстроту, ловкость и внимание.