Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімнің № 40
бөбекжай – бақшасы»
Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие
«Ясли – сад № 40 акимата города Костаная отдела
образования акимата г. Костаная»
«Воспитание дошкольника в семье средствами музыки»
/памятка для родителей/
Музыкальный рукоадитель:.ГККП «Ясли – сад №40»
Хижун Т.А.
2017 учебный год
Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.
Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.
Учим ребенка, слушать музыку
Консультация для родителей.
Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка. Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал. Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.
Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.
Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки. К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией. Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется. Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку. Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспроизведенные в музыке явления. Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника понимающего музыку и знающего ее.
Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімнің № 40
бөбекжай – бақшасы»
Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие
«Ясли – сад № 40 акимата города Костаная отдела
образования акимата г. Костаная»
«Давайте поговорим всерьез о музыке»
/памятка для родителей/
Музыкальный рукоадитель:.ГККП «Ясли – сад №40»
Хижун Т.А.
2017 учебный год
Сценарий родительского собрания.
Беседа с родителями на тему “Музыка в жизни ребенка”
В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Сегодня мы вам покажем, как наши дети занимаются вокалом, учатся правильно владеть своим голосом, дыханием. И с раннего возраста закладывается основа для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем легких, это является профилактикой респираторных заболеваний.
Показ занятия с детьми старшей группы по системе Д. Е. Огороднова.
“Развитие певческих способностей дошкольника”
Занятие музыкальной студии
Приветствие детей: “солнце встало”
Алгоритм
Пение ладовых ступеней
Дыхание: “холодок”, “горячая картошка”, “самолеты”
Пальцовки поступенные
Попевки: “если хочешь” , “Ручеек”, “Собака”, “Песни на ладошках”.
Стихи: “Жук” – глиссандо, “кот”, “гость” -эмоциональность.
Пение под фонограмму: “Осень”, “Муравей”.
Выступление учащихся музыкальной школы, выпускников детского сада
Практическая часть
Принимают участие 4 семьи:
1 блок заданий “ послушай и узнай”
Послушав произведения, родители должны узнать
Название и кто автор.
Произведения для слушания:
“Лунная соната” Л.В.Бетховен.
“Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковский.
Валь “шутка” И.С.Бах.
“Аве Мария” И.С.Бах. и Ф.Шуберт.
2 блок задание “семейный оркестр”
Игра на музыкальных инструментах, звучит фонограмма:
“барыня” – играет 1 семья
“во поле береза стояла” – играет 2 семья
“залида” – играет 3 семья
“плясовая” татарская народная музыка – играет 4 семья
3 блок “домашнее задание” спеть и обыграть песни:
“Осень”, “Белочка”, “Непогода”, “Коз”.
4 блок исполнение песен под фонограмму.
Всем присутствующим раздаются напечатанные слова песен В.Шаинского:
“Улыбка”, “День рождения”, “Голубой вагон”,
“В траве сидел кузнечик”.
Исполнение песен со всеми родителями, присутствующими на собрании
5 блок Подвижная игра пожеланию родителей.
“Веселые шляпки” Дошкольное воспитание №9 за 1998г. стр.122.
Импровизационная двигательно-коммуникативная игра на взаимодействие. Можно использовать любые панамки, соломенные шляпки и др. Игра проводится под музыку, в которой две части – веселая и спокойная (лучше под фонограмму, записанную 2–3 раза подряд).
Все дети получают по палочке (от флажков или более длинные), на половине из них шляпы. На веселую часть музыки все свободно танцуют, перемещаясь по залу и передавая шляпы с палочки на палочку. Смысл игры – в постоянной передаче шляп друг другу.
Не разрешается убегать со шляпой или поднимать ее слишком высоко вверх, не давая подошедшему ребенку снять ее с палочки. На спокойную часть музыки тот, у кого в данный момент шляпа, надевает ее себе на голову. Все с палочками в руках ходят и кланяются друг другу. Игра повторяется 2 – 3 раза.
Вариант. Если музыка – двухчастная полька, то на вторую часть все свободно танцуют: половина со шляпами, половина с палочками.
6 блок “Награждение”:
Детям вручаются пакеты с подарками.
Родителям вручаются “Благодарственные письма” и “Медали”, приготовленные руками детей и сотрудников детского сада.
Родителям о музыкальном воспитании дошкольников
В детском саду осуществляется работа по музыкальному воспитанию дошкольников. Чтобы установить взаимосвязь детского сада и семьи, проводится знакомство одновременно с группой детей, поступивших вновь, с их родителями, обстановкой, в которой воспитывается ребенок. Для этого используются разнообразные методы, а именно наблюдения, индивидуальные беседы, выборочные посещения семей, анкетный опрос. Выявляется, что одна группа родителей интересуется вопросами музыкального воспитания, но испытывает определенные трудности, другая – большое внимание уделяет созданию материальных условий, а целенаправленность отсутствует, третья не учитывает возрастные возможности. Есть семьи, которые по разным причинам не занимаются музыкальным воспитанием детей. Задача педагога вооружать родителей знаниями о значении музыки в воспитании и развитии детей. Родители на консультациях получают общие знания основ музыкального воспитания и развития ребенка, а на собраниях знакомятся с возрастными особенностями, уровнем развития и задачами воспитания на данном этапе. Родители как бы переходят из группы в группу вместе со своими детьми. На консультациях, в личных беседах, в доступной форме рассказываем о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Слушание музыки дома убеждает родителей в том, что необходим уголок для ребенка, где бы он мог играть и заниматься. Ненавязчиво даются советы, как лучше наладить быт, как устроить уголок, создать домашнюю фонотеку, какие покупать музыкальные игрушки, инструменты и как преподнести их ребенку. Отмечается, какое значение для развития детей имеют телепередачи, проводится разъяснение, как надо их слушать и смотреть, какие детские спектакли, музыкальные фильмы доступны для восприятия ребенка дошкольного возраста. Приходится говорить о том, какое влияние оказывает музыка на моральные качества и принципы поведения человека, что воздействие музыки подчас бывает более сильным, чем другие средства воспитания. В процессе работы выясняется, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учит музыке. Родители узнают о влиянии музыки на физическое развитие детей и о музыкально – ритмических движениях как одном из видов деятельности. Каждое собрание, консультация, индивидуальная беседа требует тщательной подготовки. Определяется содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбираются примеры из занятий, литературных источников, оформляется наглядные пособия, разрабатывается рекомендации. Весь материал утверждается заведующей и старшим воспитателем детского сада. Чтобы за короткий срок дать наибольшую информацию родителям, используется разнообразные формы, работа строится на конкретном материале. В разных видах занятий с родителями используется литература, магнитофонные записи, проводится концерты детского творчества, организуются целевые экскурсии по детскому саду, проводим практические занятия, викторины, конкурсы. Родители помогают оформлять зал, готовят костюмы, выступают с рассказами о своей профессии, о службе в Армии, вместе с детьми поют знакомые песни, танцуют, играют.
. А как проводятся праздники дома? Чтобы выяснить, какое участие принимает ребенок в семейных праздниках, предлагается родителям старшей и подготовительной групп вопросы: какие праздники вы проводите вместе с детьми? Устраиваются ли концерты? Кто является их организатором? Какие трудности испытывают родители при организации праздника? Оказывается, что многие семь проводят праздники вместе с детьми, привлекают их к уборке квартиры, сервировке стола. Кульминацией праздника является концерт, который в каждой семье устраивается по-разному. Анализ ответов помогает выявить положительный опыт проведения праздников в семье, выясняется особенности их организации, определяются главные трудности. Учитывая пожелания родителей, рекомендуются сценарии праздников для дома, материал которых не требует большой подготовки и сложных атрибутов, а программа состоит из песен, плясок, стихов и игр, пользующихся успехом у детей. Хорошим дополнением к проводимой работе служат тематические выставки в уголке для родителей, так как информация в них дается очень кратко, конкретно и наглядно, работать можно в течение продолжительного времени.
Проводимая работа позволяет значительно повысить активность родителей в вопросах музыкального воспитания. Они проявляют интерес к тому, каковы успехи ребенка в детском саду, как организовать его досуг дома, использовать с этой целью технические средства. Совместно с семьей удается сформировать устойчивый интерес к музыкальной деятельности у большинства детей, повышается уровень музыкального развития. Сложившаяся система работы создает предпосылки для дальнейшего совершенствования музыкального воспитания детей.
Организационно-содержательные аспекты взаимодействия детского сада и семьи в развитии у дошкольников музыкально-творческих способностей
Список литературы
- Бугаева З.Н. Музыкальные занятия в детском саду. Донецк: Сталкер, 2005.
- Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1984.
- Иванов А.А., Рудашевская О.В. Пальчиковая гимнастика. С-Пб, 2007.
- Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях. М.: Гном и Д, 2002.
- Кузнецова С.В., Котова Е.В., Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. М.: Творческий центр "Сфера", 2008.
- Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ».
Музыкальный руководитель Хижун Т.А.
- Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.
2.Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками. Наверное, для вас не составит особого труда придумать игровые упражнения для того, чтобы развить у ребенка умение внимательно слушать и слышать.
-Вот некоторые из них.
- СЛУШАЕМ ТИШИНУ.Посадите ребенка рядом с собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было удобно и ничто не отвлекало от предстоящей игры. Попросите малыша закрыть глаза (говорите с ним при этом только едва слышным шепотом, чтобы ребенок постепенно настраивался на тишину). Задавайте ему вопросы, на которые ответы даются тоже шепотом.
-Какие звуки различаешь в комнате?
- Откуда они доносятся?
- Какие из них более громкие, а какие едва слышны?
- Какие звуки слышишь на улице?
- Угадай, кто подал голос?
- Какие звуки доносятся из соседнего помещения (из коридора, кухни, комнаты)?
- Какие звуки тебе понравились и какие совсем неприятны?
Вопросы можно продолжить. Обратитесь к собственному воображению. В тот момент, когда у ребенка закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы (например, скомкайте лист бумаги, скрипните дверью, проведите карандашом по стеклу и т. д.). Попросите малыша догадаться, какие звуки он слышал. Такие загадки должны ему понравиться. Если вы заметите, что ребенок начинает уставать, поменяйтесь с ним ролями.
- НЕ ОПОЗДАЙ.В процессе игры развивается не только слуховое внимание, но и чувство ритма. Для игры можно использовать любой ударный музыкальный инструмент (бубен, румбу, ложки и т. д.). Взрослый импровизирует несложный ритмический рисунок, ребенок хлопает в ладоши во время паузы (остановки). Таким образом, организуется ритмическая игра, в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребенок. Ритм может быть разным.
-Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный мир большого музыкального искусства.
- Прежде всего, помните о том, чтолюбое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения.
- На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан, и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтомулучше выбирать для слушания небольшие произведения.
- Это может быть вокальная музыка или инструментальная.Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
- Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием,выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
- Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов,смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С МУЗЫКОЙ
-В театрах, в концертных залах существуют определенные правила поведения.
-Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15 – 20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.
-Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страниц т. д. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.
-Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижера и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после блестяще проведенной сцены, арии. В отдельных случаях можно аплодировать талантливо выполненным декорациям, но до того как начнет звучать музыка.
-Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта – лучшая награда артистам.
Консультация для родителей
Как развить музыкальный слух?
Музыкальный руководитель Хижун Т.А. 16.05.2011
Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке.
Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время, поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом. Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре. Исполняется «Колыбельная» и все дети качают куклу, зазвучала весёлая музыка и все дети начинают приплясывать. Научившись в движении слушать музыку, ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладение музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально - эстетическое сознание это не пройдет бесследно для последующего развития ребенка, его общего духовного становления.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Детям вредно петь в холодную погоду.
- С детьми надо петь песни только для их возраста.
- Необходимо слушать музыку в семье. Надо, чтобы ребёнок научился слушать музыку и полюбил её.
- Взрослые должны беречь детский голос. Нельзя разговаривать с детьми слишком громко, а также следить за тем, чтобы и дети не слишком громко говорили, так как крик, шум портит голос, притупляет слух и влияет на их нервную систему.
- Обучать детей пению может не только педагог, но и родители, имеющие небольшую музыкальную подготовку. Длительность занятий 10-12 минут.
- Для музыкальных занятий дети обязательно должны иметь специальную обувь, удобную для двигательных упражнений (чешки, мягкие тапочки…).
Занятия с детьми.
«В гостях у пчелки Жужи»
Дидактическое пособие для музыкального развития детей.
Автор: Сергиенко Татьяна Николаевна, музыкальный руководитель, Государственное образовательное учреждение Детский сад – новостройка, г. Москва.
Основу данного пособия составляет вращающийся диск с указателем (стрелкой) на цветовой фрагмент.
Каждый цвет соответствует заданиям, таким образом, предлагают ребенку раскрыть свои знания и способности.
Пособие может применяться как для закрепления программного материала, так и для диагностики развития ребенка в разных видах деятельности.
Игра может быть использована в тематических занятиях, конкурсах, соревнованиях, развлечениях и праздниках.
В результате использования игры у детей повышается уровень развития творческих способностей, метроритмического и звуковысотного слуха, анализ и сравнение восприятия музыкальных произведений, активизируется внимание, коммуникабельность, раскрепощение
Комплект игр включает темы:
Определение ритмического рисунка, воспроизведение его в хлопках, игре на детских музыкальных инструментах.
Определение направления мелодии
Из опыта работы предлагаю свой вариант использования дидактической игры для старшей и подготовительной группы.
Тематическое занятие.
« В гостях у пчелки Жужжи.»
Цель: развитие познавательной активности детей, реализация потребностей в самовыражении. Развивать музыкальные способности детей: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.
Задачи: Систематизировать и углублять знания о явлениях природы (весна), реализация впечатлений в танцевальном и песенном творчестве, развитие звуковысотного слуха, развитие метроритмического слуха. Закрепление знаний о музыкальных инструментах.
Оборудование:
- дидактическая игра« В гостях у пчелки Жужу»
- карточки с ритмическими заданиями,
- детские музыкальные инструменты
- (бубен, металлофон, трещотка)
- Портрет композитора П.И.Чайковского
- 4 обруча для игры.
- Ход занятия.
- Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с пчелкой Жужу и ее семьей. Мы ведь знаем, что пчелки очень трудолюбивые они целый день летают и собирают нектар из цветов. Я приготовила вам сюрприз и принесла волшебный короб, он хранит в себе много загадок и игр.
Для того чтоб отправиться в путешествие мы вместе с пчелкой полетим а поможет нам стрелка, повторяйте все за мной волшебные слова.
Стрелка, стрелка покружи
Лепесток нам покажи,
Мы откроем твой секрет
И дадим тебе ответ.
Наша волшебная стрелка остановилась на синем цвете, а это значит, что сейчас нам предстоит разгадать его тайну.
У меня в руках карточки с ритмическими загадками. - В каждой карточке мы видим длинные и короткие палочки – это наши помощники в определении длинных и коротких звуков.
Наша задача отхлопать ритм и затем послушать, как будет этот ритм звучать на разных инструментах.
Молодцы, мы отлично справились с заданием.
Давайте с вами продолжим, и сейчас нас ждет следующее испытание
Мы с вами знаем, что с первого марта начинается весна.
В лесу сугробы оседают,
Текут ручьями меж осин,
И на полянках вырастают
Цветочки первые весны.
Вот и на нашей музыкальной полянке вырос цветок, а вот какой вам нужно отгадать.
Слушание пьесы «Подснежник» П.И. Чайковского. - Ответы детей.
- Молодцы вы все узнали этот цветок и определили композитора.
Ребята, а какая эта музыка по настроению? (ответы детей) правильно, музыка нежная, легкая, трепетная.
Музыкальными звуками композитор рассказывает о маленьком трепетном цветке, он медленно расправляет лепестки, качает головкой, кружится в танце. Давайте придумаем танец для подснежника.
Танцевальная импровизация.
А сейчас я предлагаю вам почувствовать аромат цветка.
Давайте мы с вами вдохнем его.
Упражнение на дыхание «цветок»
Вдохнуть через нос, задержать дыхание, не поднимая плечи
Выхох – на выдохе продолжительно произнести: «А-а-ах!»
А наша пчелка продолжает свое путешествие.
Сейчас мы покрутим волшебную стрелку и скажем волшебные слова.
Стрелка, стрелка покружи
Лепесток нам покажи,
Мы откроем твой секрет
И дадим тебе ответ.
Вот наша стрелка остановилась на золотистом цвете, а это значит, что мы с вами попали на цветочную поляну.
Смотрите сколько здесь необычных цветов, я предлагаю вам сочинить песенку пчелки и на слог жу-жу выложить цветами ее мелодию.
Молодцы, наша пчелка Жужу, очень рада встрече с вами и весной.
Ожила вокруг природа,
Пробудилась ото сна,
С голубого небосвода
С солнцем к нам пришла весна.
Н. Чанчикова.
А сейчас я предлагаю вам спеть песню
Песня « Зеркальце весны» (Гомонова) - А наша пчелка продолжает свое путешествие.
Сейчас мы покрутим волшебную стрелку и скажем волшебные слова.
Стрелка, стрелка покружи
Лепесток нам покажи,
Мы откроем твой секрет
И дадим тебе ответ.
Ребята на этот раз стрелка остановилась на зеленом лепестке
Нашим заданием сегодня будет отгадать музыкальные загадки. - А всего-то три струны
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Ей для музыки нужны.
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша… (Балалайка)
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)
Играть умеет он и «форте», и «пиано»,
За это назвали его… (Фортепиано)
Семь кружочков-малышат
На линеечках сидят.
Ах, как дружно все живут,
Звонко песенки поют.
Очень заняты работой
Эти радостные… (Ноты)
В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется? (Скрипка)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (Скрипка)
Мама как-то мне сказала,
Что её бабуля Марфа,
Очень здорово играла
И на домре, и на… (Арфе)
Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… (Пианино)
А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?.. (Гитара)
Низким голосом медведь
Может громко зареветь.
Слышно льва, хоть он не близко.
Его голос тоже низкий.
Назовите мне сейчас
Самый низкий голос… (Бас)
Это что за инструмент высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет, украшения на нем.
Голосов имеет много этот звучный великан.
Он то ласковый, то строгий, а зовут его… (Орган)
Он поход на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать в присядку.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, а не буян
Голосистый мой … (Баян)
А сейчас я предлагаю вам поиграть и всем превратиться в веселых пчелок. У пчелок домик – улей, мы с вами распределимся по командам. Ваше задание под музыку двигаться по залу в ритме того музыкального жанра который будет звучать а под конец музыки собираться в свой улей.
Наше занятие подошло к концу вы все были большие молодцы и разгадали все загадки, которые приготовил нам волшебный короб.
А наша пчелка Жужу, превратилась в большую пчелу, и будет ждать вас в гости снова.