Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімнің № 40
бөбекжай – бақшасы»
Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие
«Ясли – сад № 40 акимата города Костаная отдела
образования акимата г. Костаная»
«Здоровые родители – здоровые дети»
/памятка для родителей/
2017-2018 уч /г
Начало обучения здоровому образу жизни у детей начинается с того, что они берут пример с собственных родителей. Физиологические особенности организма ребёнка заложены уже на генетическом уровне. Но как сделать первые шаги в обучении ребёнка занятиям спортом? Здесь есть множество советов и рекомендаций, однако неизменным остается одна прописная истина – только у здоровых родителей может быть здоровый ребёнок.
Наверняка, вы заинтересовались этой тематикой вопроса потому, что хотите своему ребёнку только добра. Но здесь еще важно понимать, что правильное воспитание ребёнка начинается с собственного примера. В современном мире ни у кого из родителей не должно быть дефицита в подобного рода рекомендациях – как выбрать секцию, как выстроить график тренировок, чем лучше всего заниматься – обо всём этом уже сказано и написано много. Но, несмотря на бесчисленные рекомендации врачей и тренеров, детей с проблемным здоровьем почему-то не убавляется.
В последнее время просто катастрофически увеличилось количество заболеваний сердечнососудистой системы, но самое печальное то, что возраст болеющих неуклонно понижается – всё больше детей страдают болезнями, присущими в прошлом только взрослым.
На такое развитие событий оказывают влияние 2 фактора – проблемы с окружающей средой и генетическая наследственность. Мы можем с вами долго дискуссировать на тему того – насколько влияет здоровье родителей на их будущего ребёнка, но игнорировать научно доказанные факты и результаты исследований за последние 30 лет мы просто не имеем права. Изменилась окружающая среда, здоровье человека подвергается всё большим атакам со стороны промышленных выбросов – всё это в совокупности даёт печальный результат.
В мире на сегодняшний день около 35% детей имеют проблемы с избыточным весом. Как показывает практика, большинство из них по достижению взрослого возраста не избавятся от проблем ожирения, что автоматически записывает этих детей в разряд «группы риска» сердечнососудистых заболеваний.
Важно понимать, что для детского организма не подходят методики питания и тренировок, которыми привыкли пользоваться мы, взрослые. Больше времени на подвижные игры и активный образ жизни помогут любому ребёнку избавиться от лишних килограмм. В детстве это сделать гораздо проще! Не забывайте, что у ожирения и гипертонии тесная связь, поэтому контролируйте свой вес и вес ваших детей.
Активный образ жизни – первая задача!
Чем подвижнее ваш ребёнок, тем лучше. Вы, на самом деле, должны этому радоваться! Если же ваш сын или дочь ведёт пассивный образ жизни – это повод задуматься. В детстве малоподвижные дети рискуют заработать на будущее артериальную гипертонию, ишемические болезни сердца и целый ворох иных проблем со здоровьем. И всё это закладывается чуть ли не с первых лет жизни ребёнка его малоподвижным поведением.
Но есть еще и чисто экономические факторы, влияющие на здоровье ребёнка – если в мегаполисах проблем со спортивными секциями нет (даже долгая дорога до места тренировка не должна быть помехой), то в маленьких городах и в глубинке России с детским спортом настоящая беда. В стране мало спортивных залов, у родителей зарплата не позволяет оплачивать дорогостоящие абонементы для детского фитнеса, а тяжёлый рабочий день отбивает как у отца, так и у матери желание приучать ребёнка к физкультуре. Конечно, в школе появляется некое подобие активного образа жизни, но к этому времени ребёнок уже имеет чёткие предпочтения и придерживается определённого мышления касаемо физкультуры.
Даже дискотеки перестали быть тем местом, где можно не только активно двигаться, но и поднять настроение. Современные ночные клубы – это накуренные тесные помещения с огромным выбором алкогольных напитков, а порой и наркотиков. Поэтому занятия танцами для современной молодёжи порой являются роскошью – если это разве что не профессиональные классы, встречающиеся крайне редко.
Курение наступает
В наши дни дети начинают курить уже в 10 лет! К 17 годам процент курящей молодёжи равен проценту взрослых курящих. Такие цифры не могут не огорчать. Складывается такое ощущение, что просто бесполезно объяснять детям о том, что курение приводит к образованию злокачественных опухолей, заболеваниям периферических сосудов и желудочно-кишечного тракта.
А вы, уважаемые родители, курите? Если мать и отец курят, то с вероятностью в 80% будет курить и их ребёнок. Как правило, такие люди весьма пассивны. Учёные давно заметили закономерность – чем больше занятий спортом в жизни человека, тем меньше желания потянуться за сигарету. Это связано с тем, что активное движение тела будет «демонстрировать» последствия курения – боли, тошноту и головокружение. Вот почему курящие в прошлом спортсмены отказываются со временем от сигарет. Например, профессиональные бегуны ощущают нехватку кислорода при привычке курить, поэтому на чаше выбора, как правило, перевешивает здоровый образ жизни. Но такое случается далеко не всегда.
Что происходит зимой?
Если в жаркое время года человек склонен больше двигаться, нежели чем вести пассивный образ жизни, то зимой ситуация приобретает иной поворот. Конечно, все дети индивидуальны и каждый организм уникален в плане развития. Помните, что зимой ребёнка нужно одевать так, чтобы он не мёрз, но при этом имел возможность активно двигаться.
Однако не спешите толкать вашего ребёнка в прорубь (для закаливания) посредине января. Всё хорошо в меру. Если вы вдруг решите, что начать знакомство со здоровьем нужно закаливанием, вы жестоко ошибаетесь. И не вздумайте даже заставлять этому детей с избыточным весом – вы рискуете оказать им «медвежью» услугу. Кроме того – все мы переносим холод по-разному. Для одного контрастный душ – это нормально, для другого – шанс простыть в тот же день.
А теперь о вас, о родителях
К сожалению, на работе нам ставят такие условия, что по возвращению домой, нет никакого желания заниматься спортом. Запомните раз и навсегда – ваш ребёнок пристально наблюдает за вами с самого детства – он еще не обладает способностью анализировать что-то, но на подсознательном уровне малыш начинает перенимать ваше поведение. Наивно будет полагать, что с возрастом дети будут во всём слушаться родителей, не говоря уже об отношении к приказному тону. Поэтому не спешите заставить ребёнка чему-то. Сначала изучите его характер.
Типичная картина: отец, потягиваясь в кровати, командует: «Вперёд, за гантели!». После этой фразы воскресным утром глава семьи поворачивается на бок и засыпает. Как вы думаете – какое у ребёнка будет отношение к такой команде? Если вы хотите, чтобы дети не «выполняли приказ», а чувствовали необходимость в зарядке или тренировке, вам придётся встать с малышом рядом и выполнять то же, что и он. По ТВ и радио в наши дни можно узнать множество советов и рекомендаций по поводу здорового образа жизни и здорового питания. Но проблема заключается в том, что со временем человека всё сложнее и сложнее заставить поменять свои взгляды на жизнь. И корень проблемы даже не в том – как научить ребёнка чему-то, а в том – как внедрить в семью модель здорового образа жизни – только во взаимодействии всех её членов можно добиться успеха в формировании правильного представления ребёнка о спорте и здоровье в целом.
Семейный спорт – ключ к решению всех проблем
Многие из современных молодых семей, услышав фразу «семейный спорт» в
лучшем случае улыбнутся. Но от такой реакции должно быть стыдно. До чего довел нас привычный образ жизни? Занятия спортом всей семьёй теперь воспринимаются скорее как издевательская шутка. Разве это нормально?
Если родители выполняют вместе с ребёнком упражнения (по очереди, например) – это является гарантом того, что малыш и в школе и в университете продолжит заниматься физическими тренировками – даже без вашего участия. Будьте терпеливы с детьми – то, что для вас естественно и очевидно, для ребёнка может быть непонятно. Оптимальное время тренировки – 30 минут в день. Такого времени будет вполне достаточно, чтобы ребёнок получил достаточно нагрузки на организм.
Старайтесь быть с ребёнком постоянно в контакте. Если он просиживает за телевизором или компьютером по несколько часов в день – это тревожный сигнал.
Возьмём еще одну типичную ситуацию – у вас проблемы на работе (накричал начальник), а ребёнок принёс из школы двойку. Что делать? Вместо того чтобы отрываться на ребенке и скидывать на него ваш негатив, попробуйте (контролируя свои эмоции) поиграть в какую-нибудь подвижную игру – это может быть, футбол, бадминтон или даже просто совместная пробежка. Учёными давно установлено, что стрессовое напряжение отлично снимается занятиями спортом. Например, если вы в гневе, попробуйте отжаться 30 раз. Вот увидите – гнев испарится! Научите этому приёму вашего ребёнка! Ему будет полезно контролировать свои эмоции, и направлять энергию в нужное русло.
Спорт – лучший антидепрессант
Эмоциональные нагрузки чрезвычайно сильны. Информация давит на нас с каждым днём все сильнее. Когда на ребёнка обрушивается целый шквал школьной программы в совокупности с непониманием некоторых предметов… в этой ситуации еще не научившемуся мудростям жизни малышу трудно самостоятельно расставить акценты. Если ваш сын или дочь будет обладать хорошим здоровьем, двигаться каждый день, то любая проблема будет решаться с наименьшими нервными потерями. Не забывайте о том, что у маленьких детей свои переживания и свои неприятности. Обязательно научите их правильному отношению к таким проблемам – только спорт может стать «противовесом» депрессии и расстройствам. Когда ребёнок опробует этот принцип на собственном опыте, он уже никогда не откажется от спорта.
Приучение ребёнка к здоровому образу жизни – это не только физические упражнения и активность на каждый день. Это еще и правильное разъяснение малышу плюсов занятий спортом. Вы должны уделять достаточно времени тому, чтобы ребёнок понял истинный смысл тренировок. Спорт не должен быть для детей наказанием или приказом, упражнения и зарядка должны стать для малыша необходимостью. А ваша задача, как родителя, состоит в том, чтобы ребёнок это правильно понял и полностью осознал
Қостанай қаласы әкімдігінің
«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімнің № 40
бөбекжай – бақшасы»
Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие
«Ясли – сад № 40 акимата города Костаная отдела
образования акимата г. Костаная»
«Формирования ценностного отношения ребенка к здоровью в семье»
/памятка для родителей/
2017-2018 уч /г
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей. Здоровье детям данное природой, является абсолютной ценностью трех уровней – биологического, социального и психологического.
Здоровье – это основа жизни человека, а значит, не самоцель, а необходимое условие полноты реализации жизненных целей и смыслов.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизует защитные силы организма.
Здоровья ребенка во многом определяется отношением родителей к его физическому воспитанию. При этом отцы рассматривают физическое развитие в качестве цели воспитания чаще, чем матери, и физическому воспитанию мальчиков оба родителя придают большое значение, чем воспитанию девочек.
Замечено, что дети усваивают, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными – туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.
Нередко у ребенка возникает стойкое желание выполнить лишь любимые упражнения, например ездить на самокате, играть с мячом, прыгать со скакалкой. И тогда роль взрослого состоит в том, чтобы не дать ребенку ограничится только двигательной активностью. С раннего возраста у детей необходимо формировать привычку ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
Кроме этого, важны ежедневная двигательная активность и активный отдых, поэтому родители должны знать подвижные игры, их содержание и правила. Помочь родителям в этом задача педагога.
В теплый период года необходимо повышать двигательную активность дошкольников на природе. Это ходьба между деревьями, по бревну или доске («Мостик через ручеек»); перешагивание через корни, бревно; Перелазанье через бревно; подлезание под сучья; прыжки с возвышениями (пень, бревно); подъем в гору и спуск с горы; перешагивание препятствий с места и с разбега С целью повышения выносливости детей рекомендуется проводить бег в медленном темпе. Используется и бег с высоким подниманием бедра, на прямых ногах (не сгибая их в коленях), приставным шагом боком и др. все перечисленные виды движений можно проводить в игровой форме, что улучшает качество их выполнения, повышает интерес детей и поддерживает их эмоции.
Зимой возможностей не мало: катание на санках с горы, лыжах, спортивные игры (элементы баскетбола, футбола, настольного тенниса, плавания) в помещении.
Пешеходные и лыжные прогулки являются одной из наиболее эффективных форм активного отдыха, рационального использования свободного времени для укрепления здоровья.
И так двигательная активность играет важную роль в укреплении здоровья ребенка, в формировании систем организма, оказывает стабилизирующее воздействие на становление психических функций. Большое значение в укреплении здоровья имеет циклические, т.е. регулярно повторяющие упражнения, направленные на тренировку и совершенствование выносливости. Именно выносливость в сочетании с закаливанием обеспечивает защиту от острых респираторных заболеваний. Популярное циклическое упражнение бег трусцой со скоростью 5-7км\ч. Начиная такие упражнения с 3-4-го года жизни ( преимущественно в игровой форме), через один-два года можно получить хороший оздоровительный и общеразвивающих эффект. Нагрузку следует увеличить постепенно, причем не за счет удлинения пробегаемой дистанции, а за счет ее повторения в одном занятии (2-3раза). Постепенно при правильно организованной тренировке уровень выносливости старших дошкольников повышается вплоть до пробега 1,5-2км без напряжения.
Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовывать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.
Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организация физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игр в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скакалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей. Родители должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.
Помните: оздоровительный эффект от игры на свежем воздухе в парке, на прогулочной площадке, значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо оно ни проветривалось.
Уважаемые родители: если мероприятия по укреплению здоровья детей, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у ребенка развиваются индивидуальные склонности и интересы, а отношение к здоровью становится ценностным.
Предлагаем вашему вниманию примеры простых и доступных младшим дошкольникам упражнений для выполнения дома вместе с детьми.
Птичка
Цель: Развивать умение совершенствовать прыжки, укреплять мышечный корсет позвоночника.
Способ выполнения. Взрослый предлагает поиграть в птичку. Ребенок сидит на ковре, скрестив ноги, согнув руки в локтях и касаясь пальцами плеч (крылышек). Взрослый помогает ему выпрямить спину, поглаживая по лопаткам и притягивая локти назад, как можно ближе к телу. Затем ребенок встает и прыгает на месте, как воробышек (3раза).
Кошечка
Цель: Развивать навык ползания, тренировать вестибулярный аппарат, укреплять мышцы туловища и конечностей.
Способ выполнения: Взрослый предлагает поиграть в кошечку: показать, как она оглядывается, пьет водичку. После команды взрослого ребенок ползает на четвереньках, потом останавливается, поворачивает голову («кошечка оглядывается»), наклоняет голову («кошечка пьет») (3раза). Родитель хвалит ребенка
Ласточка
Цель: Тренировать вестибулярный аппарат, Развивать координацию движений, укреплять связно-мышечный аппарат, туловище, руки.
Способ выполнения: Взрослый показывает, как делают «ласточку». Ребенок встает на одну ногу, вторую отводит назад, руки расставляют в стороны, туловище чуть наклоняет вперед, голову поднимает. Взрослый держит ребенка за руки (в дальнейшем за одну) и контролирует: правильно ли выпрямлены позвоночник и поднятая нога? Поза вначале удерживается не более 1с, затем опорная нога меняется (3раза).
Полет самолета
Цель: Развивать навыки бега, укреплять мышцы туловища, осваивать глубокое дыхание.
Способ выполнения: Взрослый говорит ребенку, что самолеты, прежде чем взлететь, разбегается по взлетной полосе, и предлагает «полететь».Для этого ребенок должен подбежать к взрослому, ото подхватывает его под мышки, поднимает, делает несколько кругов и ставит на ноги. «Самолеты гудят – перед разбегом набери побольше воздуха через нос, на выдохе говори «у-у-у-у» и беги ко мне, говорит взрослый. При каждом следующем «полете» он отходит все дальше. Следует обратить внимание на то, что если кружение вызывает у ребенка негативную реакцию, то достаточно приподнять его или, прижав к себе, пройти несколько шагов (2раза)
Ежик вытянулся – свернулся.
Цель: Укреплять мышечный корсет позвоночника.
Способ выполнения: В положении лежа (на спине) ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, поднимая верхнюю половину туловища к коленям, группируются, обхватывает ноги под коленями (2-3 раза). Между повторениями упражнения надо полежать и расслабиться
Качалка
Цель: Укреплять мышцы туловища и конечностей, развивать координацию движений, совершенствовать функцию вестибулярного аппарата.
Способ выполнения: Взрослый предлагает поиграть в качалку. Ребенок, сидя на коврике, сгибает ноги в коленях, обхватывает их руками, затем с помощью взрослого, сгруппировавшись, перекатывается в положение, лежа и делает несколько «качалок» на спине. Взрослый поддерживает ребенка за носки и в случае необходимости страхует, придерживая за затылок. В дальнейшем ребенок делает «качалку» на спине.
В развитии у детей ценностного отношения к здоровью важную роль играют родители. Именно они формируют потребность в систематических занятиях физической культурой и в здоровом образе жизни.
Попади в мишень!
Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к их общекультурной готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физкультуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность детей, но и одновременно развивать умственные и познавательные способности детей.
Снарядом, отвечающим этим требованиям, являются мишени.
Мишени вариативны в использовании, предназначены для обучения и совершенствования техники метания, бросания и ловли, прокатывания мяча с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической подготовленности. С их помощью можно развивать меткость, скоростные и силовые качества, координацию движений, ловкость, глазомер, внимательность. Игры и упражнения с использования мишеней укрепляют мышцы плечевого пояса, туловища, мелкую мускулатуру рук.
Игры с мишенями интересны для детей. Их можно использовать в групповых помещениях и на участках, в индивидуальной, соревновательной и самостоятельной деятельности дошкольников и даже двух летних малышей.
Для создания мишеней можно использовать такие материалы, как изолента, скотч, краска, цветная пленка.
Цветные вертикальные мишени физкультурного зала имеют высоту: 120; 150; 180; 200; 220см и представляют собой универсальный тренажер для развития и совершенствования навыков владения мячом у детей от3 и до 7лет.
- бросок мяча двумя руками способом «снизу», «от груди», «из-за головы»;
- ловля мяча (мешочка) от стены одной и двумя руками, после хлопка, после удара от пола;
- бросок мяча одной рукой «от плеча».
Мишень может служить одной из станций в круговой тренировке или использоваться для индивидуальных заданий. Например пойманные дети смогут вернуться в игру только после того, как попадут мячом в каждое олимпийское кольцо. Интересно использовать мишень и для соревнования двух команд. Интересно использовать мишень и для соревнования двух команд. При этом одна выстраивается напротив баскетбольного мяча, другая – напротив футбольного.
В процессе тренировки дети знакомятся с различными видами спорта, обогащают свою речь спортивной терминологией, закрепляют знание цветов.
Мишень является не только оформлением физкультурного уголка, но и помогает малышам закреплять световосприятие, размер предметов, способствует развитию таких умений детей, как бег, ползание, бросание, прокатывание мяча.
Вот примеры игровых упражнений для малышей с использованием мишеней:
- «Докати мячик до синего шарика»;
- «Прокати мячик в воротики к синему шарику»;
- «Доползи до шарика»;
- «Добеги до шарика»;
- «Попади мячом в шарик».
В оформлении мишеней в группах раннего возраста можно использовать сказочные образы, известные детям: изображение Зайчика, Лисички, Ежика и т.д. Тогда дети будут не только тренировать двигательные навыки, но и развивать словарный запас, называя картинки и давая персонажам характеристики: быстрый, ловкий, смелый, трусливый, большой, маленький и т.п.
Вот примеры заданий для упражнений с такими мишенями:
- «Добеги до зайчика»;
- «Доползи до лисички»;
- «Прокати мяч до ежика»;
- «Попади мячом или мешочком в нору к Медвежонку».