Объявление о проведении конкурса на замещение вакантных должностей воспитателей дошкольных организаций.

«Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының Қостанай қаласы білім бөлімінің  №40 бөбекжай-балабақшасы» Коммуналдық мемлекеттік қазыналық кәсіпорын

Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли-сад № 40 отдела образования города Костаная» Управления образования акимата Костанайской области»

Консультация

«Инклюзивное воспитание и образование

2023 год

«Инклюзивное ( или интегративное) воспитание ребенка в ДОУ.»

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок.  

Воспитывать и обучать ребенка-инвалида нужно с самых ранних лет. Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов заключается в том, что они ограничивают ребенка в общении с другими детьми, думая, что в детском садике за ним не будет должного ухода. Доказано, что именно в детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему во взрослой жизни. Эти навыки особенно важны для ребенка-инвалида, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем обычному ребенку, общаться и налаживать контакты с окружающим миром. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учебные заведения. Сегодня во всех городах функционируют специальные детские сады или центры, которые обеспечивают полный уход и заботу о детях-инвалидах с задержкой психического развития, с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. Здесь с детьми-инвалидами занимаются по специальным реабилитационным программам опытные воспитатели, психологи, логопеды, врачи.

Данные дети, как все остальные дети, а, может быть, даже и более, нуждается в том, чтобы окружающая его среда была здоровой, доброжелательной, стабильной. Что едва ли может быть достигнуто в коллективе, в котором собраны исключительно дети, имеющие аналогичные физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы.

Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной. На самом деле внутри рамок специальных заведений у ребенка просто нет возможности приспособиться к обычной жизни. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, а его особенности, вместе с нежеланием общества принять их, еще усугубляют ситуацию. Ведь учится он порой гораздо медленнее, с большим трудом приспосабливается к изменившейся ситуации, но зато очень остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. 

Окружающих, то есть нас с вами, при этом можно понять. В нашем детстве почти не было таких детей - они были спрятаны все там же, за сплошными стенами «лесных» школ, интернатов. Мы видим их отличие от нас, их особенности, и думаем, что и общаться с ними надо иначе, а вот как - не знаем. Неуютно признаваться в своей необразованности, а уж перед «инвалидом», «неполноценным»—и подавно, гораздо проще заклеймить - «таким нет места в обществе». Думаем, что не надо объяснять, что прямым продолжением такой логики и практики становится дискриминация целого социального слоя, причем - одного из самых уязвимых и беспомощных, а именно особенных детей и особенных людей.

Интегративное воспитание дает семье, в которой воспитывается особенный ребенок, возможность жить полноценной жизнью, не разлучаясь с ребенком, не перекладывая вопросы воспитания на безликое «государственное обеспечение», и не замыкаясь в узком семейном круге. : «Ведь только родители особенных детей могут понять, какое это счастье - здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных».

Общение со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для обычных детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

По уровню включения ребенка в образовательный процесс условно обозначают виды инклюзии: точечную, частичную, полную: «точечной инклюзией» называется, когда ребенок включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.

«Частичная инклюзия» предполагает включение ребенка в режиме половины дня или неполной недели, например, когда ребенок находится в группе сверстников, осваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант «полной инклюзии» — посещение ребенком с ограниченными возможностями здоровья возрастной группы в режиме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребенок занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Необходимо понять, что включение – это не интеграция, это более широкое понятие. 
• Включение – это больше, чем интеграция. 
• Дети живут вместе в обычной группе детского сада 
• Специалисты помогают детям. 
• Обычные группы изменяются. 
Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка. 
• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные. 
• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. 
• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих. 

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах: 
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений 
• Каждый человек способен чувствовать и думать .
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
• Все люди нуждаются друг в друге. 
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений .
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут .
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

Правила инклюзивного образовательного учреждения: 
• Все воспитанники равны в детском сообществе. 
• Все воспитанники имеют равные стартовые возможности и доступ к процессу обучения в течение дня. 
• У всех воспитанников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. 
• Педагоги планируют и проводят эффективное воспитание и обучение дошкольников. 
• Сотрудники, вовлеченные в процесс воспитания и образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию воспитанников. 
• Программа и процесс воспитания и развития учитывает потребности каждого дошкольника. 
• Семьи, «включенных» воспитанников являются участниками образовательного процесса. 
• Вовлеченные сотрудники настроены только позитивно и понимают свои обязанности. 

Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие: 
• Он достаточно гибок. 
• Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком. 
• Он уважает индивидуальные различия. 
• Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива. 
• Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.

Ключевые принципы инклюзивного образования: 
· дети посещают совместно детский сад, группу;
· программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
· все дети участвуют во всех мероприятиях сада, где группа и садовская среда являются инклюзивными;
· инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;

Внедрение инклюзивного воспитания и образования полезно обществу по множеству причин:

1. инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучает детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.
2. инклюзивное образование поощряет достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
3. инклюзивное образование предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения.
4. инклюзивное образование расширяет профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые были бы максимально эффективны для всех детей.

Родители (обычных детей) могли сами увидеть и убедиться в том, что совместное обучение детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, они чаще стали замечать в поступках своих здоровых детей проявления милосердия, доброты, желания придти на помощь.