Объявление о проведении конкурса на замещение вакантных должностей воспитателей дошкольных организаций.

Қостанай қаласы әкімдігінің

«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №40 бөбекжай – бақшасы

Мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны»

Государственое коммунальное казеное предприятие

«Ясли-сад №40 акимата города Костаная отдела образования акимата г. Костанай»

 

 

 

Консультация

«Ранний возраст»

 

 

 

 

Искакова Д. Б.

психолог

 

 

 

2017-2018 год

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет.  Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова).

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная.  Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях.

Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать.

          Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия.

          Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

          Центральные новообразования — развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

 Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

 Овладение телом и способность передвижения человеческим способом приводят ребенка к тому, что он вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром.

         В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:

  • совершенствуется понимание речи взрослых;
  • формируется собственная активная речь.

          Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.  Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.  Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.  Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.  Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.  Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.

         Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций — восприятие, мышление, память, внимание — доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

          По мысли Л.С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

          Развивается зрительное и слуховое восприятие.  Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.  

Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).

          Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.  Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).  У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

         Память проявляется в активном восприятии-узнавании.  Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала.  Доминирует непроизвольная память.  Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодичес-кую структуру слова, а на его значение.  Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.

         Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.  Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание.  Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.  Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.  К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.

         В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.  Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.         Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.  Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

         Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий.  Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.  Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.  В соответствии с новым уровнем сознания изменяется и общение со взрослым — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.  Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем.  В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям, требованиям взрослых.  Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить своего отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности.  Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.