Лепка как средство художественного развития детей среднего дошкольного возраста.
Влияние лепки на развитие ребенка.
Лепка - один из видов изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Лепка – это очень полезное и интересное занятие. Занятия лепкой способствуют всестороннему развитию ребёнка: • стимулируют сенсорную чувствительность, т. е. формируют способность к восприятию цвета, формы, фактуры; • развивают пространственные представления; • совершенствуют мелкую моторику, что в дальнейшем поможет малышу в овладении навыком письма;
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
В лепке ребёнок должен отразить материальные свойства - их объём, форму, плотность и фактуру.
Иногда приходится слышать: способам изображения детей не учить не надо, они сами в состоянии справиться со своим замыслом и возникшей задачей. Однако – и подтверждение тому и исследования, и опыт работы - ни одной деятельностью ребёнок не может овладеть без передачи взрослым способов применения, использования соответствующих орудий, материалов. Но чтобы изобразить предмет, следует представить все основные свойства. И задача педагога – целенаправленно формировать знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт.
Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может, ему должны помочь взрослые. Они учат обобщенной системе обследования предмета, знакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.
Активное обследование перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычислить 4 этапа:
- Организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
- Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом составных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорция и так далее); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.
- Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
- Повторное, целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено на анализ (ощупывания)структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.
Внимание детей сосредотачивается на некоторых сторонах предмета и направляется на анализ (расчленение целого) и синтез (объединение отдельных свойств в целостный облик предмета). Обеспечить правильное соотношение этих двух процессов – основная задача педагога при обследовании предмета перед его изображением. Движение, обрисовывающее предмет, включенное в обследование, по своей направленности сходно с тем движением, которое впоследствии ребенок будет совершать при изображении предмета, оно как бы лежит в основе будущего способа действия при изображении. Постепенно у детей складываются обобщенные способы обследования предметов, а, следовательно, формируются и обобщенные способы их изображения. Особенности видов лепки в дошкольном возрасте
- Лепка отдельных предметов.
- Сюжетная лепка.
- Декоративная лепка.
4.Лепка отдельных предметов
Лепка – это очень полезное и интересное занятие. Занятия лепкой способствуют всестороннему развитию ребёнка: • стимулируют сенсорную чувствительность, т. е. формируют способность к восприятию цвета, формы, фактуры; • развивают пространственные представления; • совершенствуют мелкую моторику, что в дальнейшем поможет малышу в овладении навыком письма;
http://kst-sad40.edu.kz/ru/news/323-nurmaganbetova-a-m-tvorchestvo-lepka.html#sigFreeId6937c3d791