Педагогическая этика

Достижение целей Стратегии «Казахстан-2050» возможно только бескомпромиссной борьбой с коррупцией. Как сказал Елбасы: «Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции. Коррупция – не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности».

Сегодня вопрос коррупционных рисков является одной из главных проблем нашего общества, который также является проблемой развития нашей страны. Все мы хотим, чтобы каждый гражданин нашей страны вносил свой вклад для процветания нашей страны, что ускорила бы вступление Казахстана в ряды развитых стран мира. Поэтому для нас формирование антикоррупционной культуры имеет большое значение.

Без наличия у граждан антикоррупционной культуры, стойкого иммунитета к коррупции, ее публичного порицания невозможно достижение желаемого результата. Борьба с коррупцией — дело всего общества.

Поэтому с раннего детства надо прививать любовь к Родине, уважение к окружающим и традициям, стремление к знаниям и труду, порядочность и честность. Испокон веков эти чувства в крови у нашего народа.

Поэтому именно процесс воспитания и образования является основой формирования антикоррупционной культуры человека. Главная роль здесь отведена семье и сфере образования. Каждый родитель, каждый учитель должны быть достойным примером для детей, помогать в выборе истинных ценностей.

Модель антикоррупционного образования и воспитания должна быть выстроена вокруг таких фундаментальных понятий, как «Закон», «Справедливость», «Равноправие». Антикоррупционное поведение должно формироваться на всех уровнях образования.

Для подрастающего поколения только честный и добросовестный труд должен стать главным мерилом успешности, высоких достижений, знаний и материального благополучия.

Принципиально важную роль в формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло.

Хотелось бы, чтоб каждый гражданин Республики Казахстан, переживающий за будущее своей страны, осознающий ответственность перед обществом, понимал важность вопроса формирования антикоррупционной культуры в стране.

 Основные нормы педагогической этики

  1. Педагоги в служебное и неслужебное время:

1) соблюдают основные принципы педагогической этики;

2) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;

3) прививают обучающимся уважительное отношение к Родине — Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма.

4) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;

5) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;

6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;

7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;

8) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;

9) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;

10) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;

12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;

13) избегают использование своего статуса педагога в корыстных и иных личных целях;

14) в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявлять уважение педагогом к своим обучающимся и воспитанникам как наставник, способствующий формированию академической культуры, поощрять и стимулировать участников образовательного процесса к продвижению и защите высоких стандартов академической честности, определение педагогом четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающихся, обеспечение ответственности обучающихся и принятие действующих мер за нарушение ими принципов и стандартов академической честности, создание академической среды, которая оказывает образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и не позволяет проявлять академическую нечестность;

15) публикуют материалы в СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной критики и неэтичных высказываний, не разглашают служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию, не подрывают высокого звания педагога в обществе;

16) публичные выступления, публикации СМИ от имени организации образования согласовывают с руководителем данной организации;

17) в социальных сетях не распространяют непроверенную и (или) недостоверную, и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога;

18) способствуют реализации государственной политики в области образования и науки;

19) обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей), и данные сведения разглашаются только с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника, либо с письменного согласия совершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника.

  1. В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги:

1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

2) обращаются к участникам образовательного процесса по имени, в уважительной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса;

3) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;

4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, используют конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;

5) оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;

6) не подвергают дискриминации лиц, обратившихся с жалобой на нарушение педагогической этики;

  1. В отношениях с коллегами педагоги:

1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, вежливы и корректны;

2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.

3) воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики.

  1. За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством Республики Казахстан привлекаются к ответственности.